Тендерный кредит

Кредит на исполнение государственного или муниципального контракта Цель выдачи кредита: обеспечение исполнения работ, закупок товарно-материальных ценностей или оплаты услуг, требуемых для исполнения государственного или муниципального контракта на поставку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
Сообщений: 36
Зарегистрирован: 15 авг 2016, 10:16

Тендерный кредит

Сообщение Иван Семёнов » 17 авг 2016, 09:28

Тендерный кредит -это специальный кредит, получаемый участником тендера/конкурса/электронного аукциона, то есть участником размещения государственного и муниципального заказа в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В случае, если организация решила участвовать в тендере, но у неё недостаточно средств для перечисления обеспечения заявки, или организация не хочет отвлекать значительные средства из оборота, организация может обратиться за получением тендерного кредита.

Что такое тендерный кредит?

Это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. Сегодня центральным требованием к претенденту на получение тендера является наличие у него обеспечения (оно называется тендерным или гарантийным депозитом). Если компания не предоставит гарантий своей финансовой состоятельности, ее попросту не допустят к конкурсу, даже если она знаменита и влиятельна. Тут на выручку и приходит тендерный кредит, который формирует обеспеченность.

Почему важно финансовое обеспечение?

Чтобы исполнитель мог в полной мере гарантировать исполнение обязательств, которые намерен взять на себя в рамках сделки по конкурсной процедуре. Например, может оказаться, что он предлагает лучшие ценовые условия, а из-за отсутствия должного финансового запаса не сможет в дальнейшем обеспечить качество работы. Заказчик конкурса, определяя тот или иной уровень обеспечения конкурсной заявки вправе рассчитывать на компенсацию своих издержек, связанных с проведением конкурса. А в случае отказа победителя от заключения контракта - издержек, связанных с незаключением контракта. Законодательство определяет условия, при наступлении которых денежное обеспечение передается в пользу заказчика. В основном это происходит при отказе от заключения контракта по вине участника конкурса.

По каким правилам заключаются тендерные контракты?

Они заключаются в соответствии с требованиями федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 05.04.2013г. Также тендерный кредит может использоваться для обеспечения участия конкурсах, проводимых отдельными категориями юридических лиц в рамках их закупочных процедур в соответствии с требованиями ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 18.07.2011г. Законодательные акты, регулирующие конкурсные процедуры в целях заключения контрактов в обеспечение государственных и муниципальных нужд (94-ФЗ и 44-ФЗ) определяют формы проведения конкурсов, в рамках которых заказчиком может быть определена денежная форма обеспечения заявки на участие в конкурсе. Единственной формой конкурса, для которого денежное обеспечение заявки является обязательным, является открытый аукцион в электронной форме.

На какую сумму тендерного кредита может рассчитывать заемщик?

Это зависит от финансового состояния участника и размера требуемого обеспечения. Для конкурсов, проводимых в форме электронного аукциона, для которых денежное обеспечение является обязательным, размер обеспечения варьируется в диапазоне от 0,5% до 5% от первоначальной максимальной стоимости контракта. Размер обеспечения в названных пределах определяет заказчик конкурса.

Каковы условия получения тендерного кредита?

Тендерные кредиты традиционно относятся к продуктам с низким риском невозврата. Целевой характер ссуды определяет невозможность ее использования заемщиком в своем обычном хозяйственном обороте, в том числе непосредственно на развитие своей деятельности или на покрытие каких-либо ранее возникших затрат или обязательств. Наиболее защищенными в этом отношении являются тендерные кредиты, формирующие обеспечение электронных аукционов. Речь об аукционах, проводимых уполномоченными электронными торговыми площадками (ЭТП), регламент которых, в соответствии с законодательством, предопределяет блокирование средств обеспечения участников на специальных счетах блокировки в пользу заказчиков. Затем разблокированные средства возвращаются по реквизитам, указанным участниками.

Банки-кредиторы имеют возможность контролировать возврат средств именно на счета участника-заемщика, открытые у банка-кредитора при заключении специальных соглашений с ЭТП. В частности такой режим контроля для банков обеспечивают Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП) ЭТП ММВБ «Госзакупки» и ЭТП Сбербанк-АСТ.

Таким образом, в связи с низким уровнем риска невозврата, банки, как правило, не требуют материального обеспечения для тендерного кредитования. В зависимости от политики контроля рисков кредитор может сформулировать условия для предоставления поручительства, зависящие от кредитной истории заемщика, его опыта участия в конкурсах, опыта исполнения контрактов, суммы кредита, ее соотношения с оборотами, выручкой или операционной прибылью заемщика.

В условиях, когда решение о тендерном кредите рассматривается в отрыве от потребностей клиента в привлечении банковской гарантии исполнения контракта или потребности привлечения финансирования на исполнение контракта, банк может не предъявлять к заемщику требований, связанных с эффективностью ведения бизнеса, качеством контрактной базы и иными финансовыми характеристиками. В этом случае требования кредитора направлены на предупреждение риска предъявления фискальных требований к заемщику. У заемщика не должно быть просроченной бюджетной задолженности, неисполненных в срок распоряжений, налоговых претензий и других обстоятельств, ведущих к ограничению прав распоряжения средствами на счёте - в том числе связанных с обязательствами по ссудам. В отношении заемщика не должны быть возбуждены дела о признании его банкротом. Также обязательным требованием является наличие у заемщика положительного опыта участия в конкурсах и исполнения контрактов, при этом заемщик не должен быть включен в реестр недобросовестных поставщиков.

Различные кредиторы определяют для себя предельные объемные условия тендерного кредитования. Срок тендерного кредита, как правило, увязан с законодательно определенными сроками конкурсных процедур и варьируется в пределах 60 – 90 дней. Большинство банков, выделяющих тендерное кредитование в самостоятельный продукт, для оценки заемщика используют скоринговый метод оценки, позволяющий принять решение о возможности предоставления кредита в течение нескольких дней. В зависимости от принятой кредитором максимальной величины кредита и аппетита к риску, объем показателей и требуемых документов для скоринговой оценки может варьироваться.


С уверенностью можно говорить, что потребность в тендерном кредите находится в прямой зависимости от суммы торгуемого контракта: чем больше объявленная максимальная первоначальная стоимость, тем выше номинал требуемого конкурсного обеспечения, тем выше вероятность, что для формирования такого обеспечения целесообразно привлечь тендерный кредит, нежели использовать собственные оборотные средства.

Следует отметить, что в «штучном выражении» подавляющее большинство (~ 95%) конкурсов в рамках 94-ФЗ проводится в отношении контрактов стоимостью до 100 млн рублей, требуемое обеспечение участия в которых не превышает 5 млн рублей. Такая относительно низкая стоимость «входного билета» в конкурс, с одной стороны, заставляет банки ограничивать нижнюю планку тендерного кредита ради сохранения эффективности затрат на его предоставление, а, с другой - открывает нишу для бизнеса микрофинансовых компаний, предлагающих кредит на значительно более простых, по сравнению с банками, условиях, но закрывающих свои риски более высокой ставкой. Условия проведения конкурсов в России определены специальным законодательством, которое оказывает влияние на оценку риска тендерного кредитования банками.

Вернуться в Кредит на исполнение государственного контракта

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1