Рассмотрение кредитной заявки

Финансовый анализ предприятия – это анализ, позволяющий получить набор наиболее важных показателей, описывающих реальное финансовое состояние предприятия. На их основании делаются выводы об эффективности деятельности организации и выстраиваются дальнейшие управленческие решения, направленные на достижение необходимого финансового состояния и формирование плановых обоснованных заданий.
Сообщений: 564
Зарегистрирован: 17 май 2016, 14:44

Рассмотрение кредитной заявки

Сообщение Анна Иванова » 25 май 2016, 09:15

Основанием для началавсей многогранной работы в рамках кредитной операции является поступление в банк кредитной заявки от клиента. В ней должны содержаться как минимум следующие сведения: цель кредита; размер кредита; срок кредита; предполагаемое обеспече­ние; источники погашения кредита; краткая характеристика заемщика, информа­ция о видах его деятельности и деловых партнерах.

Заявка юридического лица должна быть оформлена на бланке организации либо на листе обычной бумаги, заверенном ее печатью, и подписана лицами, уполномо­ченными совершать кредитные операции.

Заявка подается либо в операционное подразделение банка, либо в секретариат, либо непосредственно в кредитное подразделение банка.

Следующий этап работы над заявкой – этап переговоров с заявителем. В зави­симости от специфики организации-заявителя, характера заявки, предполагаемого обеспечения и иных обстоятельств (включая в первую очередь содержание кредит­ной политики банка на текущий период) переговоры с потенциальным заемщиком могут проводиться работниками, в том числе экспертами, разных подразделений банка (кредитного, юридического, экономической безопасности, валютного, каз­начейства и др.) либо последовательно, либо одновременно. Заявитель должен быть готов ответить на любые вопросы, касающиеся общих сведений о своей организа­ции и ее деятельности, в том числе на следующие:

• продукция и услуги, которые организация предлагает на рынке;

• основные финансово-экономические характеристики заявителя (валюта баланса, объемы продаж, среднемесячные поступления на счета, доля на рынке, себестоимость продукции, уровень цен на производимую продукцию, проводимая ценовая политика);

• основные поставщики и покупатели;

• каналы и способы реализации продукции (услуг).

Обязательно последуют и уточняющие вопросы об испрашиваемом кредите, такие, например, как:

• назначение кредита;

• желательные параметры и условия кредита (вид и форма кредита, сумма, график предоставления средств, сроки, проценты);

• источники и график погашения долга;

• вид обеспечения, его оценка и ликвидность;

• правовая чистота имущества, предлагаемого в обеспечение (кто его собствен­ник, требуется ли разрешение какого-либо лица или органа);

• способы хранения предлагаемого имущества, возможные издержки его хране­ния в течение предполагаемого срока действия кредитного договора;

• другие ликвидные активы, которыми располагает клиент и которые могли служить обеспечением кредита.

Будут заданы также вопросы об отношениях с другими банками:

• клиентом каких еще банков является организация;

• обращался ли заявитель за кредитом в другие банки;

• каков опыт работы потенциального заемщика на рынке кредитных ресурсов (наличие непогашенных, просроченных кредитов, дисциплина исполнения усло­вий кредитных договоров и т.п.) и т.д.

Если в процессе переговоров будет выяснено, что нецелесообразно продолжать рассматривать заявителя в качестве лица, которому в принципе можно было бы выдать требуемый кредит (в том числе по причине того, что сотрудничество с дан­ным лицом не соответствовало бы кредитной политике банка), то ему необходимо дать мотивированный отказ. Если, наоборот, у работников банка сложилось благо­приятное мнение о возможности продолжения работы над заявкой, то они должны предложить заявителю представить для анализа необходимые документы в соответ­ствии с нижеприведенным перечнем.

Документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении кредита (примерный перечень).

1. Юридические документы (в обязательном порядке):

1) устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный дого­вор (в зависи­мости от организационно-правовой формы юридического лица), нотариально заверенные;

2) свидетельство (решение) о государственной регистрации;

3) карточка образцов подписей и печати (ф. 0401026), заверенная нотариально;

4) документ, подтверждающий полномочия конкретного лица выступать от имени организации и подписывать кредитные договоры (документ о назначении лица на должность либо доверенность).

2. Бухгалтерская отчетность (в обязательном порядке):

5) баланс (ф. № 101), заверенный налоговым органом по месту регистрации орга­низации;

6) отчет о финансовых результатах и их использовании (ф. № 102), а также справка к ф. № 102;

7) другие формы квартальной отчетности за последние 2 даты;

8) отчетность за последний год с приложениями;

9) расшифровки структуры дебиторской и кредиторской задолженности (в фор­ме справок с указанием основных дебиторов и кредиторов и сроков погаше­ния задолженностей);

10) справки о полученных кредитах и займах либо копии кредитных договоров (договоров займа), действующих на дату представления заявки на кредит;

11) справки о выданных поручительствах (с приложением копий договоров);

12) копии выписок из расчетных и текущих счетов заемщика, заверенные об­служивающим банком (банками).

3. Технико-экономическое обоснование (бизнес-план) использования кредита. В нем следует отразить:

- содержание хозяйственной операции, которую имеется в виду кредитовать;

- цели и предполагаемые направления использования кредитных средств;

- сроки и объемы выпуска (приобретения) продукции (услуг), себестоимость и цену продукции, рынки сбыта, предполагаемые объемы реализации;

- прогноз суммы чистой прибыли организации на период действия кредитного договора.

4. Документы кредитуемой хозяйственной операции:

1) договоры на покупку необходимых ценностей (с надлежаще оформленными приложениями и дополнениями, из которых ясны состав приобретаемых цен­ностей, условия их поставки, используемые формы расчетов);

2) документация, разрешающая проведение сделок, связанных с кредитуемой операцией (лицензии, сертификаты экспортных квот, сертификаты качества, соответствия, гигиенические сертификаты и т.д.);

3) договоры на реализацию конечной продукции кредитуемой операции;

4) другие договоры, необходимые для проведения кредитуемой операции (например, с транспортными организациями).

5. Дополнительная информация о заемщике, в том числе:

• аудиторское заключение (для АО обязательно);

• рекламные проспекты и публикации в средствах массовой информации;

• сведения от деловых партнеров заемщика.

6. Документы об обеспечении кредита.

Следующий этап работы банка – этап детального анализа кредитной заявки на основании документов, предоставленных заявителем, и экспертных заключений подразделений и служб самого банка. Такой анализ состоит из следующих подэтапов или шагов:

• анализ полноты и достоверности документов заемщика;

• анализ информации о заемщике;

• общий анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика;

• анализ кредитуемой хозяйственной операции;

• анализ обеспеченности кредита;

• оценка кредитоспособности (лимита кредитования) заемщика;

• установление рейтинга заемщика.

Рассмотрим коротко основное содержание некоторых из названных шагов.

Шаг 1. Анализ документов на полноту и достоверность включает в себя:

■ проверку надлежащего оформления документов и достоверности содержа­щихся в них сведений (при наличии любых сомнений следует предложить заявителю предоставить иные документы);

■ подготовку заключения, в котором содержатся: правовая оценка рассмотрен­ных документов, подтверждение правоспособности юридического лица и пол­номочия лиц, выступающих от лица заемщика.

Шаг 2. Анализ информации о заемщике означает подготовку заключения, в котором необходимо отразить:

1) зарегистрирован ли претендент на кредит надле­жащим образом;

2) является ли он участником судебных разбирательств;

3) имеет ли он какие-нибудь связи с криминальными структурами;

4) были ли факты умыш­ленного неисполнения им своих обязательств.

Шаг 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, который в общем случае предполагает:

■ общий анализ ее активов (структура активов по уровню ликвидности, струк­тура, оборачи­ваемость и динамика запасов и затрат, дебиторской и текущей кредиторской задолженности);

■ анализ ликвидности;

■ анализ финансовой устойчивости (коэффициенты автономии, финансового, операционного, производственного «рычагов», обеспеченности оборотных средств собственными источниками);

■ анализ задолженности перед бюджетами и государственными внебюджетны­ми фондами, по другим обязательным платежам;

■ анализ иных показателей финансового состояния (коэффициенты износа ос­новных фондов и т.д.);

■ анализ выручки от реализации продукции (источники и динамика поступле­ний от реализации);

■ анализ рентабельности оборота, активов и капитала;

■ анализ движения денежных средств (размер и динамика среднемесячных по­ступлений денежных средств на счета организации);

■ прогнозную оценку потока денежных средств;

■ сравнение оценочных показателей со среднеотраслевыми или с показателями аналогичных организаций (предприятий).

В рамках данного шага банк должен также проанализировать:

■ кредитную историю клиента (если он обслуживался в данном банке);

■ длительность кредитных взаимоотношений клиента с другими банками;

■ дисциплину платежей клиента банкам (при наличии просроченной задол­женности банкам выясняются ее размер и срок);

■ масштабы операций, которые проводит клиент; Следует также выяснить:

■ долю клиента на рынке;

■ ценовую политику клиента;

■ устойчивость спроса на его продукцию (услуги);

■ экономическое состояние отрасли (подотрасли) заявителя;

■ динамику его развития в отрасли (подотрасли);

■ экономические перспективы региона, в котором работает клиент.

Кроме того, необходимо оценить качество управления и деловых связей потен­циального заемщика, а именно:

■ опыт и компетентность руководства;

■ качество персонала;

■ опыт рыночной деятельности организации;

■ наличие у нее прочных деловых связей;

■ качество кооперационных связей.

Шаг 4. Анализ кредитуемой операции. Здесь необходимо показать:

■ экономическую обоснованность операции;

■ технико-экономическую осуществимость операции.

Шаг 5. Анализ обеспеченности испрашиваемого кредита состоит в стоимост­ной оценке предлагаемого обеспечения, в оценке его ликвидности и юридической чистоты.

Шаги 6 и 7.Анализ кредитоспособности, т.е. оценка возможности и желания потенциального заемщика вовремя и с причитающимися процентами вернуть кре­дит, и на этой основе – расчет конкретного лимита кредитных рисков на данного заявителя, а также установление кредитного рейтинга заявителя. Эта работа проводится каждым банком по известным методикам, адапти­рованным к его особенностям.

Вернуться в Анализируем предоставляемые документы.

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2