Что влияет на стоимость бизнеса: взаимосвязь риска, доходнос

Продажа готового бизнеса в Москве Продажа бизнеса в нашем форуме, ориентирован на продажу и покупку бизнеса в Москве и Московской области. Своей приоритетной задачей мы ставим развитие цивилизованного рынка консалтингово - брокерских услуг на территории Московского региона, на котором в результате совершения сделки удовлетворенными остаются две стороны: продавец и покупатель.
Сообщений: 564
Зарегистрирован: 17 май 2016, 14:44

Что влияет на стоимость бизнеса: взаимосвязь риска, доходнос

Сообщение Анна Иванова » 20 июн 2016, 15:43

Над закономерностями соотношения рисков и доходности ученые работают уже несколько столетий. В общем виде задача не решена. Однако разработано и хорошо описано уже много методик анализа доходности и соответствующих ей рисков. Некоторые из этих методик довольно просты, а некоторые требуют серьезной математической подготовки.

Вам нет нужды заниматься сложным математическим моделированием самостоятельно: в необходимых случаях помогут специалисты. Но ориентироваться в наборе предлагаемых ими методик риск-менеджеру необходимо. Именно с точки зрения риск-менеджера-практика или рядового менеджера мы хотели бы рассказать здесь о концепциях и методах измерения и анализа рисков и доходов.

Соотношение риска и доходности в итоге определяет соотношения риска и стоимости фирмы. В конце прошедшего века уже не раз спорили о том, к чему стремится бизнес. Понятно, что к доходности, поскольку без нее фирма очень скоро умрет. Но не только. Здоровая фирма стремится к стратегическому улучшению благосостояния всех заинтересованных в ее судьбе лиц и организаций. Показателями принципиальной возможности этого являются стоимость фирмы и качество ее существования.

Итак, фирма стремится стратегически маневрировать своей стоимостью. Риском стремятся управлять, чтобы облегчить и обезопасить выполнение стратегии. Следовательно, усилия по управлению рисками и стоимость фирмы положительно связаны. Это не значит, что чем больше денег вы потратите на риск-менеджмент, тем дороже будет ваша фирма. Иногда даже наоборот: перерасход на любую управленческую или вспомогательную деятельность может создать фирме дополнительные проблемы. Но в целом можно признать зависимость стоимости фирмы от ее рисковой позиции.

От соотношения рискованности и потенциальной доходности зависит ответ на важнейший вопрос: сколько стоит фирма? Методов оценки около полутора десятков. Каждый из них имеет свою целесообразность. Ни один из них не дает окончательной бесспорной оценки.

Чем дороже фирма оценивается рынком и устойчивее эта оценка, т. е. чем благоприятнее соотношение доходности и рискованности, тем выше экономическое благосостояние и покой ее владельцев. Итак, один из фундаментальных вопросов к науке и практике риск-менеджмента: сколько стоит фирма?

Ответ на этот вопрос зависит от того, с какой точки зрения оценивается фирма. Благосостояние ее владельцев иногда достигается неожиданными способами, например, продажей фирмы. Оценка ее стоимости зависит еще от многих факторов. Сложилась даже особая профессия «оценщик коммерческой собственности», которая в последние годы быстро внедрилась в российскую деловую практику. Кроме того, независимая оценка существует как развитой бизнес консультативных фирм.

Стоимость фирмы зависит от того, для чего производится оценка. Автор самой фундаментальной работы на эту тему (Pratt S. P. Valuing a Business., 1998) считает, что универсальной методики здесь не существует. Чем точнее определена цель оценки, тем успешнее будет проект, ради которого она осуществлялась. Оценка стоимости фирмы может производиться в следующих случаях, каждый из которых имеет свою рисковую специфику, при:

оценке стоимости подарка, состояния, имения с целью налогообложения;
обосновании планов участия работников фирмы в ее акционерном капитале;
купле-продаже фирмы, ее части или пакета ее акций;
передаче предприятия в аренду;
реорганизации фирмы или осуществлении инвестиционного проекта ее развития;
ликвидации фирмы;
слиянии и разъединении фирм;
финансовых захватах и реконструкции собственности на фирме;
подаче заявки на банковский кредит под залог активов фирмы;
разводах;
заключении договоров страхования;
наступлении страховых случаев;
объявлении банкротств;
выпуске новых акций и других ценных бумаг;
страховании ценностей фирмы в предвидении потерь;
передаче фирмы в доверительное управление.

Стоимость фирмы имеет несколько видов, величина которых может существенно различаться, соответственно изменяя показатели рискованности при принятии решений о работе фирмы и ее инвестировании:

справедливая рыночная стоимость, т. е. стоимость, принимаемая государственными органами, одинаково выгодная и мелким и крупным акционерам и близкая к средней рыночной стоимости аналогичных объектов;
инвестиционная стоимость, т. е. стоимость фирмы для данного инвестора со всеми его планами, предпочтениями, налоговыми особенностями, возможной синергетикой и ограничениями;
внутренняя, или фундаментальная, стоимость, определяемая как оценка, полученная в результате внимательного и согласованного изучения всех характеристик фирмы и рыночных факторов;
стоимость продолжающегося бизнеса, при получении которой оценщик полагает, что фирма будет продолжать работать неопределенно долго;
ликвидационная стоимость, т. е. продажная стоимость активов в случае прекращения деятельности фирмы;
балансовая, или бухгалтерская, стоимость, получаемая на основе бухгалтерских документов об активах фирмы и ее обязательствах;
реальная рыночная стоимость, т. е. цена, за которую в разумные сроки можно продать фирму на фактически доступном в настоящее время рынке.

Следует иметь в виду и те различия, которые существуют между фирмами различной легальной формы: частные фирмы оцениваются иначе, чем малые акционерные, и иначе, чем огромные корпорации, акции которых постоянно продаются на фондовых биржах.

Для финансовых аналитиков, риск-менеджеров и большинства инвесторов особенно важна внутренняя стоимость акций фирмы, поскольку обладание акциями — это и есть владение фирмой. При расчете внутренней стоимости аналитик старается быть реалистичным, не завышая и не занижая своих оценок относительно реальной рыночной обстановки спроса и предложения на акции. Приходится учитывать следующие факторы, способные повлиять на их стоимость:

Стоимость активов фирмы. Фирме принадлежит различное имущество, которое может быть продано, а поступления от продаж распределены между акционерами. При оценке с позиций продолжающегося бизнеса эта величина обычно не учитывается, если только у фирмы не обнаруживаются активы, не нужные для продолжения основного производства. Но и в этом случае излишнее продается, а затем уже фирма оценивается, хотя излишние активы не всегда удается продать в ограниченные сроки проекта, под который производится оценка. В последнем случае эта часть активов включается в оценку.
Вероятные будущие проценты и дивиденды. Если фирма должна выплатить проценты по взятому ранее кредиту или она уже объявила выплату дивидендов, то это сказывается на стоимости акций.
Вероятные будущие доходы. Это основа оценки, самый сильно действующий фактор.
Вероятная будущая ставка роста. Если у фирмы светлое будущее надежного, быстрого и устойчивого роста, то ее акции определенно пойдут вверх.

Внутреннюю стоимость рассчитывают для того, чтобы сравнить ее с текущей рыночной стоимостью или с ценой, которую серьезный покупатель предлагает за фирму. Главная задача аналитика и риск-менеджера как раз и состоит в обнаружении несоответствий этого ряда, чтобы выгодно использовать их при покупке-продаже фирмы или чтобы обратить внимание руководства и собственников на опасности финансового захвата или банкротства.

Ситуации недооценки и переоценки фирмы рынком носят временный характер, поэтому любая оценка сохраняет свою правильность лишь некоторое время, продолжительность которого неизвестна. Иногда рынок моментально реагирует даже на слухи о той или иной фирме, а иногда не признает даже очень перспективных изменений в фирмах на протяжении длительного времени. Почему? Это одна из проблем, на которые финансовая наука пока не нашла однозначного ответа.

Методика расчета внутренней стоимости работает не всегда правильно из-за следующих основных причин:

Рынок несовершенен, он не всегда сразу адекватно реагирует на изменения в фирмах.
Существуют фирмы, успех которых сильно зависит от спекулятивных факторов и удачи, а не от глубины и тщательности расчетов. Таковы некоторые виды торговли.
Некоторые фирмы быстро растут, и рост этот трудно предсказать и оценить, потому что на него влияют такие факторы, как мода. Можно вспомнить бум продаж кубика Рубика и электронной игрушки «Тамагочи» (Весь мир, казалось, сошел с ума от них. И с чего бы?)
На рынке время от времени появляются новые продукты, технологии и секторы. Экономические параметры этих явлений определенное время не поддаются формальному анализу.
Иногда на рынке происходят «черные вторники, четверги или пятницы», когда курсы акций всего рынка просто летят в пропасть без видимых причин (хорошо, что эти периоды относительно коротки, хотя и непредсказуемы).
Не всегда циклические колебания в экономике легко включить в рациональный анализ (эти явления слишком многомерны и сложны).
Революционные потрясения в некоторых странах способны поколебать и даже изменить структуру рынка.

Так или иначе, финансовые выгоды и риски, связанные с владением фирмой или ее частью (акциями), происходят из следующих источников:

Доходы или денежные потоки от основных операций.
Доходы или денежные потоки от инвестиций (проценты от купленных заемных инструментов или дивиденды от паевых инструментов).
Поступления от продажи активов.
Поступления от залога активов.
Продажа акций.

Основные финансовые переменные при оценке величины этих источников:

прибыли (доходы);
денежные потоки;
дивиденды или способность выплачивать дивиденды;
заработки;
выручка (поступления);
активы;
стоимость капитала (уровень банковских процентных ставок).

В некоторых случаях особенности сделок, под которые производится оценка, и прочие дополнительные обстоятельства могут существенно повлиять на результат. Среди этих факторов:

размеры пакета акций, с позиций и в интересах которого оценивается фирма (контрольный, доминирующий, существенный, малый);
право участия в управлении (право голоса);
возможность легко, быстро и без существенных потерь продать акции, их ликвидность, т. е. наличие оборудованного и активного рынка для них;
законодательные ограничения на операции с акциями (по размеру сделки, по праву на контрольный пакет, антимонопольные правила, ограничения в принятии некоторых видов решений, ограничения прав иностранцев и т.п.);
ограничения на право собственности;
ограничения на смену основной деятельности фирмы и проч.

Вернуться в Продажа бизнеса

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0